Патриотизм. Национализм. Нацизм.

Цитируется по недавно вышедшей книжке:

Общественно-политические организации Санкт-Петербурга 1995-2000 гг. Информационно-аналитический обзор.-СПб: Белл, 2000.-100 с.

I. Национал-патриотические организации.
Основаны на традиционных и модернизированных национальных ценностях.

1. Организации национального традиционализма.
Патриотизм.
Приоритет православных христианских ценностей и исторически традиционных форм национальной жизни.

1.1. Патриотические организации.

Исповедуют аутентичные русские национальные ценности: Православие, самодержавие, народность. Вера, Царь, Отечество. Христианское всеединство и всечеловечество. Учение о России как Новом Израиле, новоизбранном народе Божием и Москве - III Риме как последнем православном царстве, Удерживающем Мировое Зло.

Черносотенство - христианская религиозно-политическая доктрина, определяющая принципы существования православной общины во враждебном окружении, а также собственно образ жизни и деятельность церковного народа по охранению чистоты Православной Веры и державности Российского Государства.

Ценностное содержание: иерархическое неравенство и конфессиональное единство. Духовное родство.

Принцип объединения: единая религиозная принадлежность.
По спектру: белые и черные.

Позиция:
- в политико-культурной сфере: крайне правые.
- в экономической сфере: правые.

Представители: Православно-Монархическое Согласие, Христианско-Монархический Союз, Российский Имперский Союз-Орден, Православно-патриотическое общество "Воскресение", Всероссийская партия Монархического Центра, Движение "Александр Невский".

Сознание: "Православная вера является основой национальной и государственной идеологии Российской Империи, как учение, в лоне которого создавалось и развивалось Русское Государство.
Формой государственного устройства, наилучшим образом соответствующей православному вероучению является Православная монархия, ограниченная учением Церкви и ответственностью перед Богом.
Подлинная монархия основывается на принципе Самодержавия, то есть суверенитета и независимости власти. Царская власть, как сила, стоящая над партийными, сословными и прочими групповыми интересами, должна обладать свободой действий" (Из Программы Христианско-Монархического Союза).

Существующие определения: "организации в русле национально-политической активности с религиозно-конфессиональным измерением" (Н.Г. Мехед); традиционализм (К.С. Гаджиев); ультраконсервативный традиционализм (П.Ю. Рахшмир); национал-православное направление (С.Е. Кургинян); религиозный фундаментализм (Р. Гриффин); старорусский консерватизм (Д.В. Драгунский); российский традиционализм (В.М. Раков); христианско-отечественные партии (Г.С. Дебольский).

1.2. Национально-патриотические организации - как более частный, либо региональный пример патриотических организаций.

Представители: Казачий круг им. Св. блгв. кн. Александра Невского, Казачий круг им. Св. блгв. кн. Дмитрия Донского, Русское национально-культурное общество, Конгресс Русских Общин.

Сознание: "Идея казачества есть русская идея, община казаков есть русская необходимость. Создание казачества неразрывно связано с Диким Полем как воплощением и символом грозящих России хаоса, разрушения и смерти. Дух казачества - есть русский дух, противоборствующий Дикому Полю. Движение казаков есть плод нравственного порыва русских людей, обретающего национальные формы" (Кашников Б.Н. //Русский Вестник. -1993. - 38.-C.41).

2. Организации национального синкретизма. Национализм.

Ценностное содержание: общественное равенство и этно-государственное единство. Душевное родство.


Существует как "союз государственной и племенной самозащиты без вероисповедного начала исключительно с юридическим и экономическим жизнепониманием" (Архиепископ Антоний (Храповицкий).

2.1. Организации государственного национализма.
Имея в виду благо государства и его граждан как главную ценность, принимают и объединяют в себе все идеологии, способствовавшие укреплению и могуществу Российского Государства. Национализм "открытого общества", отражающий единство сограждан независимо от их этнической принадлежности (Г. Кон).

Принцип объединения: сторонники любой сильной государственной власти, которая делает страну великой, а народ - защищенным.

По спектру:белые, красно-коричневые.

Позиция:
- в политико-культурной сфере: правые.
- в экономической сфере: правые и левые.

Представители: Либерально-демократическая партия России, Народно-освободительное движение "Наши", "Держава", Российский общенародный союз, Люмпен-Пролетарская партия.

Сознание: "Мы выступаем за единую мощную государственность в пределах российской цивилизации. Все, что хорошо для моего государства, хорошо для меня. Все в государстве. Ничего помимо государства.
Россиянин определяется не по крови и не по религиозному вероисповеданию. Тот, кто считает русский язык и русскую культуру своими, историю Государства Российского - своей историей, тот есть Россиянин. Одна страна! Одна Родина! Один народ - российский!
Три основных принципа: национальная российская политика - внутренняя и внешняя, национальная экономика на благо всех слоев населения, новые национальные лидеры" (Лимонов Э. "Манифест Российского национализма").

Существующие определения: консервативно-националисти-ческий тип (Г.Г. Дилигенским.); государственническо-державный национализм (А.Б. Зубов, В.А. Колосов); правый популизм (Р. Гриффин); русско-советский консерватизм (Д.В. Драгунский).



2.2. Организации государственно-этнического национализма. Самоценность русского народа и культуры. Сторонники России как государства русских. Православие ценно поскольку является частью культуры народа и его традиционной религией.

Принцип объединения: Приоритет русских внутри страны и государственных геополитических интересов России на международной арене.

По спектру: белые.

Позиция:
- в политико-культурной сфере: крайне правые.
- в экономической сфере: правые и левые.

Представители: Национально-республиканская партия России, Национально-патриотическая партия России, Русский Национальный Собор, Русский Собор.

Сознание: "Мы, деятели науки и искусства, русские по крови и по духу, заявляем: есть касса, но есть и Родина. Есть вечные, нетленные ценности - честь, достоинство, бескорыстное служение Истине. Мы с презрением отвергаем насаждаемый в России ее нынешними правителями "общечеловеческий" дух продажности и торгашества.
Россия - не колония Израиля, не штат Америки. Трагическая судьба американских индейцев да будет постоянным предостережением нашему великому, но слишком доверчивому и простодушному народу. Нет - международному масонству, мировому правительству, ненавидящим и искореняющим все национально-русское!
Русский, живи по-русски! Храни святыни и веру пращуров, не продавай честь рода за чечевичную похлебку! Великой России - свой, собственный русский путь развития!" (Заявление Президиума Новосибирского отделения Петровской Академии Наук и Искусств //Совместный выпуск газет "Русский Собор" и "Россиянин".-1994.- 11).

Существующие определения: национальный империализм (Э. Ян); ультраконсерватизм (Р. Гриффин).

2.3. Организации этнического национализма. Организации этой группы выдвигают требование этнических привилегий.

Принцип объединения: на основе принадлежности к русской нации.

По спектру: коричневые.

Позиция:
- в политико-культурной сфере: крайне правые.
- в экономической сфере: левые и правые.

Представители: Русская партия, "Отечество", Русский молодежный Фронт.

Сознание: "На всевозможные посягательства, на русофобию реагирует общественность. Нарастающие удары соседей по русской России выковывают национальное государство русских. Население под ударами понимает, что оно - народ.
Народ, насильно превращенный в население, в биомассу, экологически опасен: могут быть выбросы злой энергии. И мы должны говорить себе: "Больше национализма! Больше социальной гигиены, политического практицизма!".
Марксистский интернационализм - всего лишь способ завуалировать и сокрыть национал-сионизм. Кто еще сомневается в смычке иудео-марксистов с сионо-демократами? Так сионо-фашисты, попирая Конституцию РФ безнаказанно уничтожают любое словесное сопротивление сионо-фашизму, цинично объявляя "русскими фашистами" всех, кто смеет открыто разоблачать сионизм!" (Наше Отечество.- 42, 45.-1995).

3. Организации национального модернизма.
Эти организации отличает новообразованность - т.е. отсутствие исторической преемственности, глубокая ретроспекция - обращенность в чрезвычайно далекое прошлое, архетипизм, мифологизм и язычество (оккультный мистицизм), биологизм.

3.1. Организации родо-племенного национализма.
Свойственны реконструкция и культивирование древнеславянских традиций - язычество и создание на этой основе новых ценностей - неоязычество.
Это вид национализма "обусловлен "закрытым обществом", в котором постоянно подчеркивается автохтонный характер нации, общее происхождение людей (раса, кровь) и укоренение в земле предков. Закрытый национализм отдает предпочтение биологическому или историческому детерминизму. Его отличают атавистические чувства - апелляция к общим предкам, общей истории, общей крови, привязанности к родной земле, к мифическому отцу (Г. Кон).

Принцип объединения: на основе принадлежности к славянскому этносу.

По спектру: коричневые.

Позиция:
- в политико-культурной сфере: ультраправые.
- в экономической сфере: левые и правые.

Представители: Объединение славян "Венеды", Русское освободительное движение, Русская Дружина, Партия русской государственности, Гуманистическая партия.

Сознание: "Я славянин и этим горжусь. Но мне искренне жаль, что бывшие славяне называют себя кем угодно: русскими, украинцами, чехами, поляками, хорватами, католиками, православными, но только не гордым именем Славяне, хотя они один народ" (Казаков В. //Калужские новости.- 11.-1993).
"Новый Завет" потому и отмыл иудейские постулаты "Ветхого Завета", что православие опиралось на Веды, охраняя национальные корни. Была Русь, была грамота, были свои духовные ценности - и доказательство тому - Аркаим. Было и триста лет насильственного внедрения христианства на Руси и его тысячелетняя притирка к славянской душе". (Щукин Е. //Наше Отечество.- 37.-1994).

3.2. Организации расового национализма. Нацизм. Фашизм. Национал-социализм.

Создание идеологической системы, не имеющей аналогов в отечественной истории на основе предполагаемых ценностей древней арийской (белой) расы и предложение этих ценностей в качестве русских национальных.

Ценностное содержание: иерархическое неравенство и расовое единство. Кровное родство.

Принцип объединения: на основе принадлежности к белой расе.

По спектру: коричневые.

Позиция:
- в политико-культурной сфере: ультраправые.
- в экономической сфере: левые.

Представители: Русское национальное единство, Народно-социальная партия.

Сознание: "В основу идеологии Русского Национального Единства легли идеи А.П. Баркашова.
Целью Нового Государства будет не реставрация отживших форм национальной жизни Русского Народа, а создание новых, направленных на построение нового типа цивилизации и возрождение целостности Русско-Арийской Традиции в условиях современного общества, поэтому оно не нуждается в сохранении старых общественно-государственных институтов Российской Империи, которые давно перестали удовлетворять потребностям развития Русского Народа" (Русский Порядок.- 2.-1993).

Существующие определения: правый радикализм (П.Ю. Рахшмир); реакционный модернизм (Д. Белл).

3.3. "Новые правые" организации - анархо-империализм.
Молодежные организации культурно-политического перфоманса с эстетикой революционной борьбы.

Представители: Национал-большевистская партия, Имперские державные анархисты.

Продолжением линии по пунктам 3.2 и 3.3 уже в области неформальных общественных движений являются панки.
Тут следует особо подчеркнуть интересную закономерность в отношении распространенности национал-патриотических идеологий. Будучи, с одной стороны, особыми организационно-идеологическими комплексами, традиционализм и модернизм имеют, тем не менее, свои точные копии в соответствующих странах. Так, русские монархисты абсолютно идентичны сербским четникам, равно как местные нацисты ни формой одежды, ни поведением, ни даже прической не отличаются от европейских скинхедов . Поэтому национальный традиционализм патриотизм, который базируется на конфессиональной основе (родство по духу) и готов считать русским любого православного, будет являться для ряда стран своего рода религиозным интернационализмом. Национальный модернизм нацизм, как родство по крови, согласится признать русским любого голубоглазого блондина. Этот критерий применяется всеми нацистами, что условно можно определить как расовый интернационализм.
Между тем национальный синкретизм национализм, как приверженность единению на этно-государственной и культурно-исторической основе, делает акцент на уникальных особенностях, сугубо специфичных для данной территории, народа, государства.

***************************************************************

III. Либерально-демократические организации.

**************************************
2.2. Национально-демократические организации.
Консерватизм собственно. Ориентация на прогрессивное развитие и национальную культурно-историческую традицию как составную часть общечеловеческих ценностей. Права человека как неотъемлемый элемент религиозных, культурных и национальных ценностей.

Ценностное содержание: правовое равенство и культурное единство.

По спектру: белые.

Позиция:
- в политико-культурной сфере: правые.
- в экономической сфере: правые.

Представители: Антикоммунистическая народная партия, Комитет "Возрождение", Северо-Западное отделение Земского движения, Конгресс соотечественников, Лидер-патриотическая лига, Народно-Трудовой Союз российских солидаристов, Народный блок - блок беспартийных, Партия "Союз христианского созидания", Российское христианско-демократическое движение, Христианско-демократический союз - Христиане России, Христианско-демократический союз России, Демократическая христианская партия.

Сознание: "Цель: воспитание народа, создание единой пассионарной (активной) русской нации в рамках демократического общества и единого российского этноса" (Из Устава Региональной Санкт-Петербургской общественной организации "Народный блок - блок беспартийных").
"Разве можно отказаться от девиза генерала А.А. Власова: "Россия наша. Прошлое России наше. Будущее России тоже наше? России - тысяча лет. Страницу более чем семидесятилетнего большевистского владычества не вырвешь из нашей истории. Но ее нужно перевернуть. Великие реформы Александра II, реформы Столыпина, земское движение, Белое движение: есть в нашей истории достойные страницы, на которые можно опереться в поисках корней, фундамента для строительства будущей России. Красное и белое смешивается только на палитре, в политике такое смешение возможно лишь в больных мозгах национал-большевиков, на таком фундаменте ничего не построишь - рассыпется.
Природа не терпит вакуума, но заполнять его нужно умеючи. Но разве идея служения России, борьба за свободу, благосостояние и безопасность всех ее граждан - плохая идеология? В этом и заключается Белая идея и верность ей совсем не означает продолжение Гражданской войны" (За Россию.- 5.-1995).

Существующие определения: христианские демократы; консервативный национал-либерализм (Б.Г. Капустин); патерналистский консерватизм (К.С. Гаджиев).


* - мнение автора сайта может не совпадать с мнением авторов представленных здесь материалов.


На главную страницу     На предыдущую страницу

Hosted by uCoz